Вопрос/ответ
-
Вопрос 31. Кто обязан предоставлять экологическую информацию?
Ответ
Предоставлять экологическую информацию должны:
- государственные органы обязаны ответить на запрос или предоставить ответ об отсутствии запрашиваемой информации либо своевременно переадресовать полученный запрос;
- физические или юридические лица, наделенные государственными административными функциями;
- физические и юридические лица, которые выполняют государственные обязанности или оказывают услуги, имеющие отношение к окружающей среде, и действуют под контролем государственных органов. Например: водоканалы; компании, осуществляющие вывоз мусора; организации, оказывающие услуги по озеленению населенных пунктов; гидрометеослужбы и т. д.
-
Вопрос 32. Кто имеет право доступа к экологической информации?
Ответ
Любые физические и юридические лица обладают правом на получение доступа к экологической информации. Экологический кодекс (ЭК РК) уточняет, что такая информация является общедоступной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Любой человек имеет право запрашивать информацию независимо от наличия гражданства Республики Казахстан или места проживания. Юридические лица – независимо от места регистрации или местонахождения их офиса. Также не имеет значения и организационно-правовая форма юридического лица: запрос может поступить от имени общественного объединения, фонда, потребительского или производственного кооперативов, КСК, акционерного общества и т. д.
-
Вопрос 33. Кто имеет право доступа к экологической информации?
Ответ
Любые физические и юридические лица обладают правом на получение доступа к экологической информации. Экологический кодекс (ЭК РК) уточняет, что такая информация является общедоступной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Любой человек имеет право запрашивать информацию независимо от наличия гражданства Республики Казахстан или места проживания. Юридические лица – независимо от места регистрации или местонахождения их офиса. Также не имеет значения и организационно-правовая форма юридического лица: запрос может поступить от имени общественного объединения, фонда, потребительского или производственного кооперативов, КСК, акционерного общества и т. д.
-
Вопрос 34. Какой самый грязный город в Казахстане?
Ответ
Еще в начале 2012 года Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды РК (МООС РК) опубликовал рейтинг самых загрязнённых городов страны. Показателем для определения стала концентрация в атмосфере городов Казахстана окиси углерода, диоксида азота, серы, фенола и формальдегида. В реестр МООС попали семь городов. Оказалось, что самым грязным воздухом дышат жители Шымкента. После Шымкента высокий уровень загрязнения воздуха держится в Темиртау, Алматы, Усть-Каменогорске, Караганде, Таразе и Жезказгане.
При этом сотрудники комитета отмечают, что по сравнению с показателями 2010 года степень загрязнения воздуха в Алматы, Атырау и Астане уменьшилась, а в Шымкенте, Темиртау и Усть-Каменогорске – наоборот, увеличилась. Те же экологи, сидя в относительно благополучной в экологическом плане столице страны уверяют, что ни один город Казахстана еще не достиг максимальной степени загрязнения атмосферы и на данный момент показатель держится всего лишь на уровне «высокий». Председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Казахстана Азамат Алибаев заявил в одном из интервью, что случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха на территории республики попросту не зарегистрировано.
Единственный вопрос возникает к чиновнику, бывал ли он сам в период неблагополучных метеорологических условий в городах Казахстана? Желательно инкогнито, чтобы заводы выбросы не приостановили. Навряд ли…Жители крупных промышленных центров на собственных лёгких ощущают концентрацию газов в окружающем их воздухе. Между тем, самый грязный город Казахстана не так давно получил ещё одно звание. Международная ассамблея столиц и крупных городов, присвоила Шымкенту звание лучшего города в СНГ. Специальный диплом «Лучший город среди стран СНГ» получен за «организацию работ по добровольному привлечению жителей города по соблюдению чистоты дворов, подъездов и благоустройству внутренних площадок многоэтажных домов, уборку мусора и подготовку к отопительному сезону»!!!
-
Вопрос 35. Какое решение государственной экологической экспертизы (ТЭЭ) на реализацию инвестиционно-строительного проекта?
Ответ
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации экспертируемого объекта. Заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного государственным органом, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта. В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
-
Вопрос 36. Какое количество буровых отходов и нефтешлама производится добывающими компаниями в нашем регионе?
Ответ
Конечно, вопрос экологии для нефтяной отрасли нашего региона неразрывно связан с отходами и лучший способ - не хоронить и сжигать отходы, а направлять эти многомилионные объемы на производство, к примеру - грунтов и экономить впоследствии на песке для строительства и отсыпки дорог. Нефтяной шлам также может стать сырьем для производства битума, изоляционного материала и асфальта. К сожалению, не все наши региональные компании -недропользователи отличаются экологической грамотностью и воспринимают природоохранные требования как некую повинность, для того чтобы угодить Государству.
Есть у нас крупные компании, которые используют технологию обратной закачки буровых шламов и буровых растворов, т.е. происходит возвращение породы, извлекаемой из недр Земли обратно в место ее происхождения в непродуктивные или выработанные пласты .
Однако есть и недобросовестные предприятия-недропользователи, которые не имеют желания использовать данную технологию и просто складируют отходы на площадках временного хранения (полигонах шламонакопителях) на своих производственных базах. При этом становится очевидным, что этим предприятиям экономически выгоднее не утилизировать полный объем отходов бурения, затрачивая на это значительные средства, а ограничиться только их размещением на полигонах, оплачивая при этом налог за размещение отходов, что идет в разрез с основным принципом экологического законодательства Республики Казахстан - стимулирование Природопользователей к сокращению и минимизации отходов.
Были случаи, когда в нашем регионе в степях обнаруживали сливы нефтяных отходов, но ни одна из нефтедобывающих компаний нашей области не взяла и не возьмет на себя причастность к незаконному захоронению отходов, как говорится «не пойман-не Вор...», между тем производственные нефтесодержащие отходы токсичны, отлично впитываются в землю, проникают в грунтовые воды, заражая при этом пространство в десятки тысяч гектар.
Касаемо сведений о количестве отходов бурения - эта информация предоставляется НЕ населению, а контролирующим органам в области ООС. Эти данные ежемесячно в обязательном порядке поступают в областной департамент экологии и налоговый комитет, ежеквартально в МООС, либо в принудительном форме по требованию природоохранной прокуратуры области. При этом все без исключения компании-недропользователи обязаны иметь Программы по управлению отходами, Программы производственного экологического контроля и Планы мероприятий по охране окружающей среды, где отражены объемы всех видов буровых отходов, а также способы их размещения, регенерации либо утилизации. Население конечно имеет возможность на Общественных слушаниях ознакомиться с Проектами, Программами, Планами и т.д,, но только на намечаемую деятельность и опять же слушателям будут оглашены только предстоящие действия недропользователей.
-
Вопрос 37. Каково назначение платежей за загрязнение окружающей среды и куда они поступают?
Ответ
Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Республики Казахстан. Платежи предназначены для:
- - возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- - стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;
- - стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.
Все платежи за загрязнение окружающей среды поступают через налоговые органы в государственный бюджет Республики Казахстан согласно Бюджетному Кодексу РК.
-
Вопрос 38. Какие штрафы налагаются за отсутствие проекта ПДВ?
Ответ
Согласно ст. 243 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РК) могут наложить административный штраф в случае отсутствия Разрешения на выброс ЗВ в атмосферу. Срок прекращения действия проекта нормативов ПДВ не влечет за собой указанного правонарушения (в том случае если срок действия разрешения на выбросы еще не истек). То есть бывают случаи, когда сроки действия проекта и Разрешения на эмиссии не совпадают.
Однако,если Разрешение на эмиссии просрочено, то это грозит начислением платы, как за сверхлимитный выброс без разрешения (в 10-кратном размере за всю массу выброшенных ЗВ). Плюс административный штраф за выбросы без разрешения. Но его могут наложить при проверке субъекта контролирующим органом.
-
Вопрос 39. Какие существуют методы очистки воздуха и какие меры принимаются в РК для его очистки?
Ответ
Способы очистки атмосферного воздуха подразделяются на запреты и использование специального оборудования. К первой группе методов относится, например, запрет на внедрение новых технологий, техники, материалов и веществ, не отвечающих требованиям экологической безопасности окружающей среды.
К активным методам очистки атмосферного воздуха относится использование газоочистных и пылеулавливающих систем. Наиболее популярным способом очистки атмосферы является газоочистка, заключающаяся в применении оборудования по сжиганию или фильтрации выбрасываемых в воздух газов с промышленных предприятий.
К газоочистным сооружениям относятся циклоны, скрубберы, электрофильтры, газоконвертеры.
Вопрос о наличии очистных сооружений стоит во главе при рассмотрении проекта ОВОС и выдачи Заключения ГЭЭ для предприятий.
Другой вопрос - насколько на практике эффективно это оборудование....
Что касается законопроектов, фиксирующих нормативы и требования по очистке атмосферного воздуха, то могу назвать только следующие: Закон Республики Казахстан от 11.03.2002 N 302-2
"Об охране атмосферного воздуха" и Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».
-
Вопрос 40. Какие мероприятия нужно проводить для автосервиса, где пожароопасные отходы?
Ответ
Указанные отходы способны оказывать отрицательное влияние на локальные участки почвы.
При этом возможно:
- - попадание нефтепродуктов из замасленных материалов в почву при их длительном контакте с грунтом;
- - попадание нефтепродуктов из замасленных материалов в грунтовые воды при их длительном контакте с грунтом или при воздействии атмосферных осадков.
Правилами экологической безопасности при обращении с этими видами отходов предусматривается:
- Материалы, загрязненные нефтепродуктами, должны накапливаться в специальных металлических контейнерах с плотно закрывающимися крышками.
- Хранение замасленных материалов в производственных помещениях допускается в течение 1 суток.
- Складирование и временное хранение указанных отходов осуществляется на специально оборудованных площадках в плотно закрывающихся металлических контейнерах.
- Площадки для хранения емкостей с замасленными материалами оборудуются асфальтобетонным покрытием, исключающим возможную фильтрацию вод, загрязненных нефтепродуктами.
Аварийными же ситуациями при временном хранении отходов могут быть загорания, разлив жидких отходов. При загорании тушение отходов рекомендуется пеной, для чего места временного хранения оборудуются огнетушителями и песком. При разливе нефтепродуктов - места разлива должны быть немедленно зачищены путем снятия слоя земли глубиной, превышающей на 1-2 см проникновение в грунт нефтепродукта. Выбранный грунт должен быть удален в специально отведенное место, а образовавшаяся выемка должна быть засыпана свежим грунтом или песком. Загрязненные бетонные, асфальтовые поверхности, настилы, оборудование должны быть немедленно зачищены и обезврежены. Загрязненный маслом песок должен быть собран совком в ведро с крышкой и вынесен в специально отведенное место, герметично закрывающийся ящик.